Может ли Борис Джонсон разгадать загадку ирландской границы?

Осталось шесть недель, чтобы британское правительство нашло приемлемую альтернативу, как решить загадку Brexit на ирландской границе. После длительного ожидания оно выдвинуло на бумаге некоторые идеи, хотя и не «конкретные решения».

Борис Джонсон сказал, что он не может принять ирландскую поддержку, которая фактически удержит Северную Ирландию на едином рынке и всю Великобританию в таможенном союзе. Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что готов обойтись без него, если британское правительство сможет придумать что-то еще, что позволит достичь тех же целей.

Задача в отношении Дублина и, следовательно, Брюсселя состоит в том, чтобы избежать жесткой границы, включая любую инфраструктуру или дополнительные связанные проверки и контроль на острове Ирландия. Соглашения должны поддерживать сотрудничество между севером и югом, а также экономику всего острова. По сути, это сводится к тому, что в результате Brexit практически ничего не меняется.

Джонсон признает, что должна быть договоренность, которая избегает пограничной инфраструктуры, но он отступил от обещания избегать проверок, которые были бы связаны с установлением регулирующей границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия. Секретарь Brexit Стивен Барклай назвал эту цель «ложным испытанием» на этой неделе во время выступления в Мадриде. Он назвал подход ЕС «пуристским» в стремлении «не оказывать влияния на экономику острова Ирландия или торговлю между севером и югом».

«Этого можно достичь, только не выходя из частей единого рынка и таможенного союза, поскольку любые проверки будут противоречить альтернативе, которая вообще не предусматривает никаких проверок», — сказал Барклай.

Три документа, представленные Европейской комиссии на этой неделе, являются документами для обсуждения, известными как неофициальные документы. Они не обязывают Великобританию к конкретному политическому решению, но они конкретизируют направление движения правительства.

Один из документов посвящен использованию технологий и схем доверенных торговцев для облегчения таможенных проверок и перемещения их за пределы ирландской границы. Есть надежда, что, например, большое количество торговых потоков может быть предварительно одобрено.

Во втором документе предлагается совместное наблюдение за рынком промышленных товаров и суровые меры наказания для тех, кто стремится импортировать на любой рынок товары, которые не соответствуют требованиям. Цель состоит в том, чтобы заверить ЕС в том, что, если Великобритания отклонится от стандартов блока в товарах, некачественные товары не попадут на единый рынок через черный ход ирландской границы.

В заключительном документе рассматривается конкретное предложение Соединенного Королевства, которым удовлетворен ЕС, а именно необходимость создания общеирландской санитарно-фитосанитарной (СФС) или агропродовольственной зоны. Примерно 30% товаров, проходящих через границу, являются сельскохозяйственными. Поддержание единой зоны регулирования могло бы обеспечить непрерывность торговых потоков.

Кроме того, некоторые из технологий, которые будут использоваться для упрощения таможенных процедур, не будут готовы в течение как минимум трех лет, и Великобритания не имеет хороших результатов в реализации программ ИТ. Тем не менее переходный период бездействия заканчивается в декабре 2020 года. Что обеспечит преодоление жесткой границы 1 января 2021 года? Ирландское правительство заявило, что оно не может жить согласно обещанию.